О том, как появились чирлидеры на баскетбольных матчах в России
«Чирлидинг» зародился в Штатах уже практически 150 лет тому назад, а девушки из групп поддержки профессиональных заокеанских команд радуют глаз публики как минимум столько, сколько показывает их телевидение. В нашей стране такому явлению, как развлечение пришедших на соревнования и поддержка команд, год назад исполнилось 20 лет. Следующая статья посвящена именно этому событию. Вот о чем гласит полоса одной из газет тех времен, бережно сохраненная дочерьми главной героини этого движения в России:
«В середине 90-х президент баскетбольного ЦСКА Виктор Петраков и начальник команды Юрий Юрков подошли к тренеру-хореографу по спортивной гимнастике Спортивной детско-юношеской школы олимпийского резерва Галине Ларшиной (ее муж в ту пору являлся начальником женской баскетбольной команды ЦСКА) и спросили: «Галя, а может, попробуем создать группу поддержки? Ну а как отказать старым друзьям? Тогда, правда, Галина Андреевна еще не знала, в какой омут бросается. Взялась за это, по ее словам, на свой страх и риск. И стала не только руководителем группы, но и режиссером-постановщиком, репетитором, дизайнером. Даже костюмы сама придумывала…»
Проблем было много, но ни о чем она не жалеет, а ее девочки тем более. Первый костяк из десяти спортсменок-красавиц представлял собой мастеров спортивной или художественно гимнастики. В их число входили и дочери-близняшки Галины Ларшиной – Таня и Лена.
После блистательной карьеры на этом поприще в качестве участниц, теперь они сами руководят группой поддержки, но уже в БК «Химки». С ними-то и пойдет мой разговор.
С какого времени отсчитывается недавно отмеченный 20-летний юбилей вашей деятельности?
С 1995 года, когда впервые к маме обратились за помощью в создании группы поддержки. Мы дебютировали на баскетбольном матче 29 ноября, поддерживая ЦСКА в противостоянии с греческим «Ираклисом» в рамках Евролиги.
Чем занимались до образования группы поддержки, и с чего всё началось?
Там же в клубе ЦСКА мы занимались художественной гимнастикой у заслуженного тренера Нины Осиповны Суворовой. Дошли до звания мастеров спорта и в 15-летнем возрасте мы стали танцовщицами группы поддержки. Как оказалось, это стало делом нашей жизни.
Для начала нам надо было собрать 10 девочек. К нам обратилась мама с просьбой помочь подыскать претенденток. Мы предложили попробовать себя в новом качестве нашим девчонкам, с которыми занимались художественной гимнастикой. Мама сама еще подыскала несколько кандидаток из спортивной аэробики. Наш первый состав состоял из трех «аэробичек» и семи «художниц».
О репертуаре
Для начала всё настолько должно было быть понятно нашим людям, потому что современные танцы еще не были популярны. Мама наверно тогда с самого начала дала важный задаток нашей группе с расчетом на все слои баскетбольных зрителей. Это сейчас чаще молодежь посещает матчи, а тогда на тот же ЦСКА ходили смотреть взрослые, зрелые люди. Поэтому мама понимала, что надо ставить танцы, которые понятны большинству. Так в нашем репертуаре были популярны «Цыганочка», «Катюша», «Калинка», «Красная армия всех сильней». Кроме того, в годы, когда тренером ЦСКА был Станислав Еремин, специально под него для тайм-аутов был сделан номер на песню «Комбат» группы «Любэ». Все эти танцы принимали просто на ура, зал стоял на ушах.
Единственным из современных на тот момент танцев был только «Can’t touch this», мы его взяли из НБА. Под эту песню MC Hammer'a была заставка, и она была тогда самой баскетбольной. Этот танец, кстати, прожил долгую жизнь и использовался практически до наших дней. Он был в числе двух «долгожителей». Второй – это «Канкан», который мы танцуем до сих пор на матчах с французскими командами. Думается, он никогда себя не изживет. Есть у нас и в нынешнем репертуаре номера, которые ставила еще мама, например «Сиртаки» и «Калинка-Малинка», но они были реанимированы, усложнены, слегка видоизменены. Однако идея осталась прежней, на них всё также реагирует зал, и они продолжают вносить какую-то изюминку в игру.
Перейдя в «Химки», мы добавили танец «Подмосковные вечера», чтоб это стало нашей визитной карточкой. И, естественно, пришлось отказаться от номера «Красная армия всех сильней». Но мы продолжаем придерживаться линии, что надо стараться охватить разных болельщиков. Случается так, что они нас просят станцевать тот или иной танец, или спрашивают, почему не было такого-то. У каждого зрителя уже есть любимые номера, направление. И мы это пытаемся обязательно учитывать.
Как правило, во второй половине у нас заводные танцы, которые активизируют публику, чтобы она начинала хлопать, поддерживать команду. Получается круговорот энергии в баскетболе. Мы заводим публику, она заряжает команду, которая начинает играть еще лучше, тем самым придавая импульс нам для еще более ярких и эмоциональных выступлений.
Надо отдельно сказать и про танец «Seven nation army». В 2009 году, когда мы летели в самолете из Турина в Москву с итальянского финала, к нам подошли болельщики и попросили, чтобы мы сделали номер на их любимую песню, которую они поют во время игры. Дали нам название группы и трека, и мы к следующему сезону сделали этот танец.
Говоря о костюмах, в начале сезона, когда мы их шьем, один комплект обязательно создаем в цветах любимой команды. Кроме этого, делаем разнообразные костюмы для определенных танцев и музыки, чтобы всё было гармонично.
О переходе в «Химки»
Пожалуй, это был очень больной вопрос. В 2002 году мы получили официальное приглашение быть группой поддержки только баскетбольного клуба «Химки», но в предыдущий сезон, скажем по секрету, мы работали у трех команд. Естественно, ЦСКА были основной командой для нас. А параллельно с этим мы работали с БК «Химки» и женским «Динамо» у Татьяны Николаевны Овечкиной.
В «Химках» оказались очень интересным образом. В тот момент у них не было собственного зала, и они арендовали его у «Динамо» на улице Лавочкина. И вот после очередной игры, на которой мы танцевали у «динамовок», сразу же была игра «химчан». Тогда-то Сергей Николаевич Елевич подошел к нашему папе и предложил нам остаться, чтобы потанцевать и на их матче. Папа передал нам эту просьбу, на которую мы охотно ответили согласием, нам это было совершенно не сложно. Вот так зародилось наше общение с этим клубом.
В том сезоне бывали даже такие случаи, когда ЦСКА и ЖБК «Динамо» играли свои важные матчи, которые для нас накладывались, и руководители команд между собой решали, у кого в тот или иной день будет танцевать группа поддержки.
После того сезона в ЦСКА пришло новое руководство, которое решило создать новую группу поддержки. А мы всем коллективом остались с «Химками», с которыми с сезона 2002-03 и являемся одним целым. В тот же момент возникли финансовые трудности у «Динамо», так мы разошлись и с ними. Клуб «Химки» стал для нас вторым родным домом! Атмосфера там очень теплая и семейная. И зрители всегда очень горячо принимают выступления девчонок!
Из участниц в руководители группы
В 1998 году наша мама получила приглашение из Канады стать в клубе Монреаля тренером по спортивной гимнастике. В то время в нашей стране был страшный кризис, к тому моменту с апреля не платили зарплату, и в декабре она, не задумываясь, приняла это приглашение. В свою очередь хочется сказать, что мамины ученицы выступают за сборную Канады, посещают Чемпионаты Мира, получают приглашения в лучшие университеты Соединенных Штатов и затем представляют их. Мама там добилась больших успехов. Дважды с нуля она доводила канадских девчонок к высоким результатам и попаданиям в сборную. Мы гордимся нашей мамой, она у нас большая молодец!
И вот посреди сезона нашему папе на правах менеджера пришлось подхватить группу и заниматься всеми организационными вопросами. А обязанности по подбору музыки, хореографии и костюмов легли на всех участниц. Тогда мы стали творить коллективно. Тот наш состав просуществовал очень долго.
В 2004 году мы вроде бы сами стали взрослые и взяли руководство в свои руки, папа отошел в сторону. Мы по очереди родили детей, одна из нас постоянно оставалась в группе. Первой пришлось взвалить на себя груз ответственности руководителя Лене (говорит Таня). А в 2005-м году после моего возвращения мы стали всем заниматься вместе. Позднее в 2007 году я перенесла операцию на колене ради возможности продолжать танцевать. Но после восстановления врач огорчил меня словами о том, что с активным спортом придется завязать. Вынужденный переход от танцора в менеджеры давался очень тяжело. Я же ушла из спорта годом позднее (берет слова Лена), когда руководство «Химок» попросило обновить состав. Проведя полжизни на паркете, было также очень сложно свыкнуться с новой ролью. Тогда мы изменили репертуар, добавили новые номера, набрали новых девчонок. С того момента у нас начал танцевать следующий состав, два человека из которого еще до сих пор продолжают радовать подмосковную публику.
Но и сегодня мы обе можем заменить наших девочек в случае необходимости. Так и случилось на Чемпионате Мира 2014 года в Испании, когда из-за отравления нескольких участниц группы в один день пришлось подменить одну, в другой – другую. Тогда мы вдвоем без репетиций достойно справились с ситуацией. Подобные моменты кратковременного возвращения с возможностью надеть кроссовки, почувствовать зрителей в зале и ощутить знакомые эмоции дорогого стоят. И хоть эти моменты приятны, слава Богу, что в последнее время они не случаются – наши девчонки здоровы, танцуют и получают от этого огромное удовольствие. Мы же привыкли смотреть со стороны. Поэтому в крайних случаях переделываем программу на меньшее количество человек, а сами в сезоне не выступаем. Заменить же можем кого-то, если нас куда-то приглашают, а кто-то вдруг не сделал вовремя паспорт заграничный, например. Так что мы еще в форме!
Кроме «Химок»
За эти 20 лет мы выступали на больших количествах площадок и сцен, на соревнованиях по другим видам спорта, таких как: волейбол, гандбол, бокс. Можем подстроиться под любую ситуацию. А в 2006 году был наш первый баскетбольный выезд. Дело было в Киеве на финале четырех Евролиги ФИБА, «Химки» тогда заняли второе место. Затем в 2006-м в Эстонии был юбилейный турнир с участием ветеранов «Реала» во главе с Сабонисом. Там играла команда «Калев» - последний чемпион СССР (1991 года). После этого нас много раз приглашали в Турцию на их различные турниры. В 2010 году исполнилась наша мечта, мы попали на Чемпионат Мира по баскетболу.
2011-й – матч звезд в Греции. Там мы танцевали в городе Пиргос, а жили в маленькой Олимпии, где зажигают олимпийский огонь. Потом ЧМ в Испании в 2014-м, где нас очень тепло принимали. Все эти приглашения очень приятны, девчонки чувствуют себя большими звездами после таких мероприятий. И это вполне заслуженно, они у нас молодцы!
В чем черпаете вдохновение?
Кроме того, что мы сами придумываем танцы, всё создается внутри творческого коллектива, все наши девочки очень талантливые, учатся на балетмейстеров и помогают придумывать что-то новое. Гимнастки добавляют какие-то интересные поддержки. Поэтому благодаря нашему взаимодействию у нас получаются такие красивые номера и нам незнакомы проблемы с недостатком идей. Сейчас много интересного можно найти в интернете, но мы этим не пользуемся и специализированные тренинги не посещаем.
К примеру, в 2007 году мы были на матче звезд Европы на Кипре, там нам посчастливилось поработать с группой поддержки Luvabulls – это девушки из «Чикаго Буллс». Мы абсолютно разные со своими стилями, изюминками и плюсами, но даже их нам копировать не хотелось. В прошлом году я побывала на первой игре финала НБА между «Кливлендом» и «Голден Стэйт» и понаблюдала за выступлением группы поддержки «Уорриорс». У нас наверно в школе так танцуют. Я ждала такого сумасшедшего уровня, а от увиденного полностью разочаровалась. Хотя у тех же «Нью-Йорк Никс» группа поддержки шикарная. У «Детройта» и «Майами Хит» хорошие коллективы. Но мы, наверно, за счет того, что прошли классическую школу, обладаем немножко другим взглядом на хореографию.
Взгляд на развитие ГП в России
Сейчас у нас в стране с этим всё хорошо, все команды создали у себя группы поддержки, которые постоянно прогрессируют. За 20 лет в России сделан неимоверный прыжок в развитие этого искусства. Всё развивается благодаря обилию доступной информации на youtube. Иногда там можно даже встретить свои танцы, которые, как под копирку сняты с наших выступлений под ту же музыку с тем же порядком движений. С одной стороны это очень неприятно, но с другой – понимаешь, что копируют лучших. Ведь подобное можно расценивать в качестве высокой оценки. Значит, в своем деле ты что-то понимаешь!