Известный российский баскетболист о своем заокеанском студенчестве и важности умения читать игру

Константин Нестеров: В NCAA намного легче совмещать учебу и баскетбол

Рейтинг: 1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Известный российский баскетболист о своем заокеанском студенчестве и важности умения читать игру  

Сегодня наш разговор об особенностях тренировок и игр NCAA пойдет с Константином Нестеровым. За плечами этого игрока 15 лет баскетбольной карьеры, два из которых пришлись на университет VCU, после которого он успел стать серебряным призером Универсиады, а под занавес профессиональных выступлений помог сборной России завоевать медаль на чемпионате мира 3х3. В клубной карьере он защищал цвета таких клубов, как: «Спартак» (Санкт-Петербург), «Арсенал» (Тула), «Локомотив» (Ростов-на-Дону), УНИКС (Казань), «Триумф» (Люберцы), «Красные Крылья» (Самара), «Спартак-Приморье» (Владивосток).

Как ты оказался в NCAA?

Моё попадание в NCAA, так как я был не первым, кто туда поехал из Питера, было следствием того, что в тот же университет VCU (Virginia Commonwealth University) уехал в своё время Евгений Кисурин. Был до него еще Костя Пепеляев – центровой, который остался в Америке и стал работать программистом, а не пошел дальше по баскетбольным путям. За два года до меня туда же уехал Федя Лихолитов. В Питере мы с ним вместе играли за «Балтийскую звезду» под руководством Владимира Ильича Штама. Был еще с нами Денис Орлов, который по молодости приехал к Штейнбоку А.И. из Северобайкальска. Он поехал не сразу в VCU, а сначала в «путягу» - военное училище, которое подготавливает пацанов к поступлению в ВУЗ.

Когда играл за «Балтийскую звезду», к нам приезжали тренеры из VCU и смотрели наши игры по первой лиге, причем даже были случаи, когда они с нами ездили на пару выездных матчей. Тогда зимой по ходу сезона они предложили мне поехать с ними в Америку, и летом я воспользовался их предложением. Вот так, благодаря, наверно, связям того же Штама Владимира Ильича и Санкт-Петербурга с Ричмондом (штат Вирджиния), которые были на тот момент, это и случилось.

zwdeLm 8KeQ

Отношение тренер-команда в NCAA отличается от того, что у нас?

Наш тренер в ВУЗе, так как не играл сам, применял множество каких-то тренерских догм. К примеру, у Дэвида Блатта интуиция в отношении игроков прекрасно развита, и он с полуслова, полувзгляда может настроение почувствовать и подсказать самое нужное для конкретного момента. А наш университетский тренер уверял, что определенная система должна работать при любых обстоятельствах, хоть этого и не происходило. Тот же Штам в нашей питерской команде часто пытался угадать настроение игроков. Где-то лишний раз крикнуть, в другом случае наоборот не трогать игрока. Я, например, очень сильно ценю такой подход. Если работать с людьми 18-22 лет, то у парней может всякое случиться в голове – девушка, учеба, по дому соскучился, да всё что угодно, поэтому порой необходимо действовать по ситуации, как в течение игры, так и на тренировках.

Как-то вначале сезона случилась в нашей команде VCU такая ситуация, когда тренеры захотели ужесточить нашу дисциплину. Хотя она и так всегда присутствует – нельзя опаздывать, пропускать учебу, нарушать режим в быту, так как большинство игроков живет в общежитие. Это и так всегда на виду у команды, университета. Баскетболисты всем пример. И вот в какой-то момент, кто-то опоздал к репетитору, который специально для него был организован, после чего нас просто в 4 часа утра разбудили всех, вывезли на стадион, заставили делать всякие физические упражнения. Таким образом они хотели по-армейски улучшить общую дисциплину, ведь вся команда отвечает за действие каждого игрока. Но потом, после того как мы поделали пресс, нам сказали кататься по траве. Все сначала не поняли, как это, зачем? Новички повторяли за лидерами. И тот же Федя Лихолитов, который уже два года к тому времени играл в команде VCU, отказался это делать, потому что это унижение и не идёт в ногу с дисциплиной. Его поддержала еще пара стариков, и нас менее опытных уже заставить не могли это делать.

likh

Вот какое отношение может быть после такого? Причем, в тот момент самого тренера с нами не было. Этим всем занимались ассистенты – третий тренер, инструктор по физподготовке. Но мы понимали, что это было с его подачи, что таким способом он пытается повлиять на дисциплину. И когда такое происходит, начинаешь размышлять, чего хочет добиться тренер – сделать нас лучше как команду или показать свою силу – объединить за счет унижения? Как бы он не верил в такую теорию, но на практике это не работает.

Что за 2 года получил там и не получил бы за это время здесь?

До того, как уехать, я помню как-то сидел со своими баскетбольными товарищами и считал, сколько игр у меня получалось за сезон в мои 18 лет. Я играл за университет на первенстве города, по первой лиге за «Балтийскую звезду», включая выездные туры, и за неё же на первенстве города с Халитом Вагаповым, Борей Козиковым, плюс – в Гатчине в чемпионате города, и еще спортшколу заканчивал к 17-18 годам. Подсчитав, получилось, что в год примерно провожу как регулярный сезон НБА – около 82 игр. При этом я еще пытался учиться, до американского ВУЗа я успел поучиться в Военмехе. Получается, что в России я очень много играл на разном уровне и с разными партнерами, а когда попал в Штаты, там уже была одна команда и совсем другая программа. Тем более, что понимание баскетбола там совсем иное, он вообще заведен в культ в Америке. Те, кто попадают в NCAA, они уже чего-то добились на уровне школ и уже игроки не просто так – не «баночники» Соответственно, есть такая атмосфера, что ты работаешь среди людей, которые технически подкованы лучше. Те же черненькие ребята были атлетичнее и быстрее других, лучше понимали какие-то свои стандартные взаимодействия, которые нам были не известны. Те 2 года, которые я провел в Америке, были для меня полезны, в первую очередь, по силовой подготовке. Там я ощущал, что с каждым днём, каждой неделей становлюсь сильнее, и понимал, что могу это использовать на площадке. Когда есть регулярное сбалансированное питание и регулярная штанга, эта система выводит тебя на другой порядок в плане физической подготовки и эффективности, которую можно демонстрировать как в защите, так и в нападении.

5Hcz3aPWc-A

Про учебу и спорт в США

Очень удобно, что в американских ВУЗах можно подстраиваться под расписание баскетбола и изучать выбранные дисциплины по удобному графику. Что-то можно оставить на лето. Поэтому учеба с одной стороны не мешает, с другой – мне было непривычно, потому что учиться должен полностью сам. Никаких презентов преподавателю ты принести не можешь. Никаких знакомств через спортивную кафедру нет. Поэтому все тесты и экзамены надо было сдавать самостоятельно. Из-за этого надо понимать, насколько серьезную специальность нужно брать, чтобы успевать играть в баскетбол, и при этом хватало сил и времени на учебу. Ведь из-за плохих оценок в университете отстраняют от игры – это не секрет. Но для этого есть «эдвайзеры» - люди, которые помогают составить расписание. Я сам пользовался их помощью, особенно вначале, когда изучал язык до того, как браться за сложные предметы. В России, наверно, такого я бы не смог получить. В Штатах круто учиться и играть в баскетбол одновременно. И если бы я приехал раньше – в американскую школу, то в ВУЗе было бы еще проще.

Как и многие другие, оказавшись в США, я испытал культурный шок. Ведь там всё по-другому, чем то, что показывает у нас в фильмах об Америке. Был бы у меня на тот момент там кто-то из родственников, то свой американский период я мог бы провести более эффективно как в плане баскетбола, так и в плане учебы.

Tpatwf-ft1E

Про условия для баскетбола

В Ричмонде, начиная с тренажерки, заканчивая блестящим паркетом, мячами, майками, расписанием, которые было специально для нас организовано, всё было идеально. Условия для игроков и тренеров прекрасные. Не знаю, есть ли у нас сейчас хоть что-то подобное на студенческом уровне. Там по организации всё ближе к профессиональному спорту. И это очень вдохновляет на то, чтобы показывать лучшие результаты. Когда работаешь в хороших условиях, то рано или поздно покажешь результат, и не важно, насколько ты талантлив.

Также там нельзя не отметить культуру болельщика. Люди вокруг знают игроков команды, студенты приходят на все игры. На тот момент наш новый 7-тысячный стадион постоянно был полон. Как и на матчах профессиональных команд, там было много разных развлечение, киосков с попкорном. У каждой команды есть оркестр, который играет всякие хиты, приколы; куклы, которые постоянно чудачатся и заполняют перерывы. Приходить и болеть - одно удовольствие. Причем болеют не только действующие студенты, но и выпускники разных лет, которые давно работают. Они так же, как и молодежь, шумят, топают ногами, ведут команду к победам. Вот это конечно отличительная особенность их менталитета, у нас, наверно по объективным причинам, отношение к спорту другое. В наше время поболеть за ВУЗ в России приходили только родители игроков и самые близкие. Да и залов таких у нас нет в университетах, чтобы пришедшие могли комфортно, а не на скамеечках, расположиться и поболеть за ВУЗ.

Персонально готовились на конкретных соперников?

У нас были специальные тренеры, и уже в 2000-м были видеомашины, которые обрабатывали записи видеокассет. А эти тренеры выбирали моменты по тому или иному игроку, по комбинациям, по ошибкам соперников. И мы это вместе просматривали, обсуждали, как будем действовать. Действительно, готовились целенаправленно к каждой игре, всё очень серьезно. Даже в поездках, снимались специальные комнаты для командных совещаний с телевизором и видеомагнитофоном, всё обсуждалось, и каждый игрок получал подробную памятку по предстоящему сопернику: кто и откуда лучше забивает, кого в защите нужно держать жестче, а кого свободнее. В общем, мы знали все сильные и слабые стороны соперников перед встречей с ними, и понимали, как против них действовать в защите и нападении.

По ведению игры

Одно важное примечание по ведению игры. Если кто-то из стартовой пятерки быстро получал два фола, то неважно, насколько хороший игрок, он присаживался на скамейку до большого перерыва.

nesterov dunk

В Америке лучше бросить самому, чем отдать пас?

Безусловно, в Америке баскетбол больше ориентирован на создание ситуации для атаки своими силами. Но без участия партнеров это сделать будет невозможно. К тому же, в NCAA физическое развитие игроков отличается от НБА, и чаще, кто покрепче, тот и имеет какое-то преимущество, поэтому они и становятся лидерами, через которых строится атака. Но командное взаимодействие важно, в том числе на своей половине площадке, ведь большие игры выигрываются защитой. Сила же команды при наличии ярко выраженного бомбардира будет зависеть от того, как партнеры смогут принимать то, что львиная доля атак будет проходить через него. И в студенческом спорте с командной химией бывает даже получше из-за единения в процессе решения проблем или несения наказаний всем коллективом. Кроме того, верная баскетбольная публика болеет в первую очередь за команду, и если ты являешься ее частью, то это очень вдохновляет на развитие.

Главное в баскетболе - научиться читать игру

В продолжение темы «Пас или бросок» применительно к молодому игроку можно добавить следующее. Сейчас я немного тренирую маленьких детей и понимаю, что всё зависит от человека. Игрок, который не умеет отдавать пас или бросать трехочковый, должен сделать то, в чем он больше уверен. Но если на игрока с мячом выходит второй защитник, то, даже есть такое выражение «read defense», надо отдать мяч освободившемуся партнеру. А если есть возможность пробить, ты должен бить. И вот, например, Борис Ливанов в «Спартак-Приморье» говорил, что будет сажать на скамейку, если мы будем пропускать свою атаку, когда появляется возможность для подготовленного броска, и это было для меня откровением. Думаю, что нынешний питерский «Зенит» (где Ливанов - ассистент тренера) играет точно также. Если есть ситуация для атаки, надо атаковать. Но если на тебе два игрока, и ты не можешь вовремя умно избавиться от мяча, тогда ты принимаешь неправильное решение.

livanov

Уверенность к игроку и приходит при осознании им самим или прислушивании к словам тренера, когда отдать пас, а когда совершить бросок. И не важно, в 16 это лет происходит, в 20 или 35, но когда ты делаешь это постоянно, и партнеры тебя понимают, тогда и приходит уверенность в своих действиях, которая никогда тебя не покинет. Потому что с того момента ты понимаешь игру. Это важнее, чем просто хорошо выполнять какой-то технический элемент. Когда собирается такой пазл, сам начинаешь получать новое удовольствие от игры и не думаешь, какое действие совершить в защите или нападении. Игра становится одним целом. Это очень важно для игрока любого уровня - школьника, студента, профессионала, сборника.

Как лучше себя развить молодым баскетболистам?

Если есть возможность закончить спортшколу, а потом в подготовительные классы попасть в Америку – более лучшего варианта не найти. Учиться, тренироваться в Штатах, изучать язык и находиться в постоянной баскетбольной атмосфере будет и интересно самому, и полезно. После чего можно попытаться выйти на какой-то рынок студенческих команд. Там очень много университетов и постоянно есть потребность в молодых баскетболистах, особенно высоких. Всё зависит от того, насколько ты мотивирован, любишь и умеешь работать. В молодые годы очень важна игровая и тренировочная дисциплина, чтобы справиться с конкуренцией и найти для себя лучший путь. Но иногда талантливой молодежи не хватает работоспособности и желания постоянно пахать ради собственного прогресса.

Конечно, было бы круто, если бы в России была 1000 университетов с соответствующей материально-технической базой, и много народу хотело бы учиться за спортивную стипендию, как в NCAA, тогда я бы пожелал остаться в России. К примеру, для меня было важно оставаться в семье, и те два года, которые я провел вдали, были для меня сложноваты. Мне ценна поддержка семьи, и если бы я смог уехать в американский университет с родными, было бы легче. Одному нужно быть на порядок сильнее психологически. Это вызов и к нему нужно правильно готовиться.

Поэтому я отыграл там два года, а потом решил, что вернусь играть профессионально. Учиться было сложно, и, может, стоило бы закончить университет. С учетом года Военмеха и перевода в Штаты мне не хватило одного года, чтобы получить диплом бакалавра. Но я принял решение в 2002 году вернуться в Питер, чтобы быть со своей семьей и играть за «Спартак». Потом был «Арсенал», а затем в 2003-м участие в Универсиаде в Южной Корее, на которую в сборную меня пригласил Александр Сергеевич Харченков. Это был крутой опыт. В том возрасте физические кондиции уже позволяли мне играть на хорошем уровне, и я подписал контракт с ростовским «Локомотивом». Как раз те успешные три года принесли мне больше эмоций, чем даже студенческие годы. В России я чувствовал себя как в своей тарелке.

loko


По теме

 

Свежее

dwashaga logo site

2 ШАГА - Баскетбольные истории © 2024