Баскетбольный тренер Борис Понкратов про «позитив коучинг» при обучении детей

Позитив коучинг исключает оскорбление игрока, как личности

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Баскетбольный тренер Борис Понкратов про «позитив коучинг» при обучении детей

Красной линией всех американских клиник идет «позитив коучинг». В частности, мой коллега и сооснователь лагеря «Феникс» Алексей Середенков впервые столкнулся с таким понятием, когда ездил в США в числе российской делегации по образовательной программе «Послы баскетбола».

На моем опыте часто было так, что я брал команды, в которых с внутренним микроклиматом была настоящая беда. Одна была полностью разрозненная. В другой - даже на тренировках игроки первого состава не хотели вставать в пару с игроками из второго состава. Случались драки за место на площадке между товарищами по команде. Это 12-летние девочки спортшколы! Я четыре месяца потратил на то, чтобы всё изменить в плане взаимоотношений коллектива – отбивал «пятюни», кричал, что они красавчики. Я их реально сплачивал, заставлял дружить. И только спустя три месяца начинались какие-то сдвижки, проявлялось какое-то единение. Много сил потратить пришлось, чтобы сделать из них одно целое.

12-летние девочки первого состава не хотели вставать в пару с игроками из второго состава!

vzvak4

В Штатах у взрослых это работает везде. В одной из американских клиник, которую я посетил этой весной, приводили пример университета «Виллановы». В то время как раз в НБА играл «Бостон» с «Кливлендом». В одном из моментов игрока приняли на бедро, и он вывалился в аут. К нему тут же все миллионеры – товарищи по команде спринтуют, чтобы подать ему руку. В Европе такое встретишь не везде, в России такого нет в принципе.

Главное успеть привить это детям, что является одной из главных задач лагерей такого плана, как наш Феникс. «Fun & Fundamental» - получить основы, получая удовольствие. Вокруг этого всё и должно строиться. У нас же в основном...

«Fun» уходит, «Fundamental» идет вторым, а на первое место выходит результат.

В позитив коучинге есть критика и наказания, но в нужный момент и без перехода на личности. При таком подходе тренер никогда не будет унижать, оскорблять игрока как личность. Что касается наказаний – их не должно быть после, они должно быть сразу – только в момент происшествия.

vzvak3

В России же к сожалению повсеместно встречается переход на личности, и только на личности. К тому же, я знаю, лишь считанное количество тренеров, которые могут признавать свою ошибку. И признать её не в разговоре со взрослыми, а перед детьми и попросить у них прощения за нее. Часто взрослые считают, что тем самым они потеряют лицо в глазах воспитанников. Но самом же деле – это шаг к авторитету и к уважению. Ведь можно построить взаимодействие на страхе или на уважении. Я за второе.

В России детские тренеры очень часто переходят на личности и не умеют признавать свои ошибки

В командах 13-летних я спрашиваю, как они хотели бы, чтобы я с ними общался – как со взрослыми или как с детьми? Все, естественно, хотят «как со взрослыми» - это логично. Тогда напоминаешь им о том, что у них (как у взрослых) будут определенные ответственности и обязанности, и они не могут меня подводить, а я их. Если они готовы пойти на соблюдение целого перечня своих обязанностей, то мы продолжаем работать по-взрослому. Если нарушают, возвращаемся к работе «как с детьми». Дети принимают эти правила и, на самом деле, пытаются следовать им. У меня все команды на это соглашались, почему и атмосфера внутри коллектива всегда была очень хорошая. И даже, если в запале игры, бывает, скажешь, что-то нелицеприятное, то всегда извиняешься. Подойдешь после игры, скажешь – виноват, ничего личного, конфликт исчерпан. Это нормально.

Не может быть команда в беде, а тренер классный. Или ужасный тренер, а команда супер.

Либо внизу все вместе, либо наверху и никак иначе. Редко можно услышать, что тренер с командой при её провале. Но ведь это его игроки, он их тренировал, готовил, плюс к тому, что он же вел игру, делал замены и т.д. В таком случае правильнее сказать «Надо вместе это пережить и двигаться вперед», чем взвалить всю вину на игроков и искать свое оправдание.

vzvak

Тяжело возвращаться от позитивного тренера обратно к стандартному

Мы стараемся заразить своих игроков таким подходом, чтобы они по жизни старались искать и находить его еще. Хорошо, когда к нам приходят несколько игроков из команды, они потом будут стараться поддерживать это. Одиночкам же будет хотеться к нам вернуться, если они будут лишены этого в своих командах. Один не может изменить систему. Но это не говорит о том, что мы не должны этого давать.

vzvak2

К тому же, сейчас с каждым годом подобных баскетбольных лагерей в России становится всё больше. И в основном они все построены на позитиве. Я всегда говорю родителям, что в межсезонье, если есть финансовая возможность, отправлять детей в такие лагери. Там они будут в позитиве, в коллективе, у них будет достаточно внимания, потому что тренеров больше на количество детей, чем на обычных секциях в течение года. Ребенок не будет предоставлен самому себе, когда один тренер на 20 человек. Там будет всё, что нужно для развития ребенка (техника, атлетика), а не то, что надо конкретному тренеру – заслоны и комбинации. Конечно, есть тренеры спортшкол, кто именно так организует и свои сборы, но их очень мало.

Большинство детских тренеров нацелено на результат здесь и сейчас, что приводит к началу олимпийского цикла с 8-летнего возраста.

С этим я сам столкнулся в качестве родителя. 

Может, молодых тренеров учить этому?

А вот это уже вторая задача, точнее – вторая проблема.

Мы думаем, что следующее, что должно быть – это создание тренерской академии или ассоциации из тех, кто хочет расти, двигаться вперед. Таких не так мало, но и не так много. Их буквально можно пересчитать по пальцам, кто новой формации и открыт к новому. В частности в этих летних сменах «Феникса» есть тренеры из Чебоксар, Калининграда, Орла, Астрахани. Это люди, которые денег не получают, но они приезжают за реальным опытом. Мы их пригласили, потому что они подходят под нашу концепцию.

vzvak6

В обозримом будущем мы хотели бы прийти к профессиональному обмену знаниями. И считаем, что знания стоят денег, так же, как и получаем мы их сами благодаря тем же клиникам, семинарам, что является нашей личной инициативой ради собственного профессионального роста. К примеру, РФБ проводит повышение квалификации за 2000 рублей и обязует всех его проходить. Пусть же это стоит нормальных денег. Ведь известно любому маркетологу, если товар ничего не стоит, то он никому не нужен. На бесплатный баскетбол мало кто ходит, так и здесь.

К примеру, параллельно клинике NIKEBasketball в соседнем помещении проводился турнир по борьбе, причем с платными входными билетами по 10 долларов даже для родителей. Участников было человек под 200. Попутно продавались сопутствующие товары, кексики – люди зарабатывают на любом зрелище и это норма. Уровень проведения турнира отличный, классные призы и медали.

Поэтому хорошие знания должны хорошо стоить. И люди, участвующие в этом, должны быть на одной волне с желанием двигаться вперед. Наверно, мы к этому придем, очень надеюсь. Но ведь многое зависит и от самих молодых специалистов. Если взять Питер, то здесь мы проводим наш баскетбольный лагерь третий год. Стабильно приходит лишь один тренер, которому «больше всех надо» – это заслуженный тренер России Елена Александрова. Большинству тренеров, к сожалению, это не очень интересно. К нам можно прийти, посидеть с камерой, с блокнотом, задавать вопросы после тренировок, выйти на корт поучаствовать. Случается, что разово к нам приходят, но в традицию это не входит. А с теми, тренерами, которые с нами сотрудничают в процессе проведения лагерей, мы их консультируем, потом обсуждаем – что получилось, что не получилось. Получается совместное развитие.

vzvak7

Сейчас уже есть некое сообщество тренеров, которое не пытается друг другу противостоять, а старается развиваться сообща. Хотя по той же Москве лишь единицы, кто хочет развиваться и делает это. Основная масса делится на две части. Одна - это «олдскул», которые слепо повторяют то, что было до них, как тренировали их, и не хотят меняться. А вторая – мало что знает и умеет, но видели на ютубе и хотят результата здесь и сейчас. Таких примеров перед глазами у меня достаточно. Они не только не понимают, что делают, но и то, что так нельзя делать, как они хотят и тренируют. Это просто не наши люди, говоришь с ними на разных языках. Предпочитаю таким людям ничего не говорить, им это не нужно, они уже для себя обо всем всё знают. А я готов общаться с теми, кому это надо.

К примеру, есть бренд «Сербский тренер». Это звучит, и они молодцы, они его создали. На почему мы должны поклоняться сербам? Наши тренеры умеют работать и должны это делать. Чем, к примеру, Олег Акципетров хуже сербского тренера? Да ни чем. Просто у него национальность не баскетбольная, не так раскручена. Сейчас мы провели смены мальчиков под его руководством и получили хорошую обратную связь, запросы на следующие смены.

А в летних сменах у нас дети с разных городов страны. Есть с Ангарска и Улан-Удэ, а также с Сингапура. Если в первое лето три года назад было всего 40 человек, то на этот раз почти 200.

Сайт баскетбольного лагеря ФЕНИКС: phoenixacademy.ru

Фото: Марина Бочкова


По теме

 

Свежее

dwashaga logo site

2 ШАГА - Баскетбольные истории © 2024