Опытный детский тренер о том, как помочь и не помешать юному баскетболисту
Сайт «2 ШАГА» призван не просто говорить о баскетболе, отмечая новые события или напоминая о былых. Очень важной составляющей его наполнения является полезная информация по развитию нашей любимой игры. Любой спортсмен начинается с детского тренера, вот с ними и побеседуем о том, как помочь новому баскетбольному поколению России и, в то же время, не помешать, ему. Начнет делиться своими советами тренер Борис Понкратов (г. Москва).
В каком возрасте лучше отдавать ребенка в баскетбол? Как-то к этому готовить?
Отдавать можно с 5 лет. Но важно, чтобы в этом возрасте ребёнок развивался разносторонне. Научился плавать, кататься на коньках, играть в футбол и так далее. Не надо замыкаться на одном виде спорта.
Полезно будет записаться через сайт Госуслуг в Центр Спортивной Подготовки, где по результатам тестирования будут даны рекомендации по предрасположенности ребёнка к разным видам спорта.
Что посоветовать родителям детей, которые уже занимаются баскетболом?
Надо быть поддержкой для своего ребенка, помогать ему, но не мешать. Не надо брать на себя функции тренера, вмешиваясь и поучая ребенка. Сейчас готовится к выпуску специальная памятка для родителей, в которой будет очень доступным языком даны рекомендации по взаимодействию родителей с ребенком и тренером.
...и в частности тем, кто нацелено пытается вырастить профессионального спортсмена?
Надо понимать, что детей много, а тренеров на команде 1-2, и что без индивидуальной работы результата не достичь. На командных тренировках, после разминки, тренеры стараются охватить все разделы баскетбола, такие как: все виды основных бросков, передачи, ловля, различные виды дрибблинга, защита индивидуальная и командная, нападение быстрое и позиционное... Поэтому надо заниматься с тренерами дополнительно, тем более сейчас, когда есть много тренеров и лагерей по индивидуальной подготовке.
Каковы главные ошибки детских тренеров?
Главных проблем две: первая- непрофессионализм тренеров. Многие тренеры имеют базовые знания, определенный набор упражнений и все. Они не готовы развиваться, не готовы учиться и получать новые знания. Причем, это касается тренеров любого возраста и стажа работы. Довольно часто игрок, закончивший выступать в профессиональном баскетболе, сразу получает пост главного тренера команды в спортивной школе, клубе, а иногда сборной команде России. Несмотря на большой игровой стаж, мало кто из этих тренеров готовится заранее к роли тренера, особенно детского тренера. Все их тренерские знания основываются на том, как тренировали их самих. Один из самых показательных эпизодов, связанных с этим, был, когда главным тренером сборной России U16 назначили экс-игрока, который к этому моменту много лет не жил в России, не работал тренером и с трудом говорил на родном языке.
Вторая - форсирование подготовки, погоня за результатом. Не секрет, что заработная плата детского тренера зависит от уровня его группы, который зависит от того, какие разряды есть у детей, которые в свою очередь даются за победы на различных соревнованиях. Отсюда многие стремятся к победам любой ценой. Другие, понимая, что против сильнейших школ страны мало шансов выиграть в среднем и старшем возрасте, стараются взять свое победами на уровне мини-баскетбола - использовать на локальных турнирах игроков более старшего возраста, применять тактические варианты, которые не соответствуют уровню подготовки этой возрастной категории (заслоны, групповой отбор).
Ваше отношение к детским соревнованиям?
Любые соревнования - это хорошо. Начинать надо тогда, когда, по мнению тренера, команда к ним готова. Это может быть 7 лет или 10 лет - не важно. Приобретение игрового опыта, понимание, что такое игра - это необходимость, которую можно получить, только играя.
Чего не хватает детским тренерам?
Тренерам, особенно начинающим (в плане опыта, а не возраста), часто не хватает терпения. Понимания, что ничего нельзя получить сразу. Что все приходит постепенно, шаг за шагом. Не всем по силам выиграть Первенство России или подготовить профессиональных игроков, но каждый может сделать так, чтобы его ученики стали хорошими людьми, поступили в университеты и в будущем остались в баскетболе и привели в него своих детей.
Посоветуете, куда обращаться на просмотр перспективного для баскетбола мальчика или девочки?
Важно не «куда», важно «к кому». В многих регионах есть возможность взять детей. Где-то это интернат, где-то позволяет инфраструктура при профессиональных клубах. Вопрос состоит в том, чтобы объективно оценить перспективу и главное - кто и как будет работать с перспективным игроком. Я бы не рекомендовал отдавать детей туда, где берут всех подряд, а дальше выживут не все. Или туда, где есть все возможности, но нет квалифицированных специалистов.
Какие на Ваш взгляд есть толковые баскетбольные лагери?
За рубежом - американские «IMG Academy» и «Attack Academy». На начальном этапе посоветовал бы лагерь Саши Груича. В России – это Феникс и JumpBall.
Есть ли различие в психологии/мотивации детей 80-х, 90-х, 2000-х?
Лично я разницы не вижу. Разве, только с появлением интернета и социальных сетей игроки разных команд начинают дружить между собой гораздо раньше.
Как не отбить желание детей заниматься баскетболом?
Если тренер следует модели «positive coaching», то его дети, команды будут всегда стремиться к нему на тренировку и будут в его команде. Ребенку должно нравиться то, чем он занимается. Он должен получать удовольствие от процесса, улыбаться на тренировке. Положительные эмоции - это то, что у ребенка должно быть после тренировки и чем он должен поделиться с родителями и друзьями.
Почему в нашем мужском баскетболе сейчас нет сверхновых звезд наряду с Дончичем или Мусой? С какого возраста мы начинаем уступать сверстникам?
Тони Паркер и Алексей Ширинин, Рики Рубио и Тимур Бабунашвили – знаете, что их объединяет? В возрасте 16 лет это были равные европейские звезды. Но наши на небосклон не поднялись!
Сейчас есть хорошие ребята 2002-2003 года рождения, но смогут ли они заявить о себе - большой вопрос.
Пути Луки Дончича и Джанана Мусы абсолютно разные, поэтому говорить, что есть единственно верный путь неверно. Дончич уехал в сильный клуб, у которого выстроена система подготовки и прошел путь через академию к основной команде. Муса остался в своей стране, где нет сильных клубов, и заявил о себе на родных Балканах. Но есть одна вещь, которая их объединяет - это доверие тренеров. Они оказались в клубах, где тренеры (или философия клубов) заинтересованы в воспитании своих игроков.
Возьмем двух наших игроков, которые являются лидерами нашей сборной по итогам последних игр. Это Дмитрий Кулагин и Сергей Карасев. Первый заявил о себе в Нижнем Новгороде, с которым прошел путь от Суперлиги «Б», до финала Кубка России, перейдя с командой в высший дивизион, но оставаясь в числе ее лидеров. Ему доверял и в него верил Зоран Лукич. Второй заиграл под руководством отца и тоже пользовался полным доверием, которое оправдал сполна. Поэтому важно для молодого игрока оказаться в клубе, где будут заинтересованы в том, чтобы он рос и становился игроком основного состава команды.
Чего не хватает нашим Чемпионатам и Лигам?
Если говорить про взрослый спорт, то при его обсуждении все делятся на две части. Я отношусь к той, которая выступает за полное отсутствие лимита на легионеров и запрет на государственное финансирование профессиональных команд. По структуре проведения Чемпионата России - я бы вернулся к старой системе, когда в структуре клубов было две команды - основная и дублирующая, с минимальными возрастными ограничениями.
Краткая справка о тренере:
Борис Андреевич Понкратов
Работал с профессиональными и детскими командами
Главный тренер сборной Москвы (Девушки 2001 г.р.)
Главный тренер Тренировочного Лагеря РФБ-2016
Участник проекта Бруклинский мост
По теме